Поиск:    на    
Главная страница > Мастерство вождения > Немного о технике вождения   
 

Немного о технике вождения

После того как человек научился водить машину и получил водительское удостоверение, он начинает ездить самостоятельно и задумывается о том, насколько уверенно он чувствует себя за рулем, насколько быстро, эффективно и безопасно он может ездить. Пределов совершенству в этом деле нет, на результаты влияет все: техническое состояние автомобиля, дорожная обстановка, настроение и состояние водителя и многое, многое другое. Но технику вождения совершенствовать можно и нужно, поскольку она определяет при прочих равных и сколько бензина вы израсходуете, и как быстро доедете, и насколько устанете, а самое главное - хорошая техника вождения может в кризисной ситуации спасти вас и тех, кто доверил вам себя, отправившись с вами в путь.

В начале - несколько общих слов. Обращали ли вы внимание на то, как музыкант разучивает новую сложную пьесу? Он играет одну музыкальную фразу за другой, делая паузы. Лишь через некоторое время он сыграет бегло, лишь тогда разрозненные фрагменты сольются в полифонию. Так и неопытный водитель поступает по принципу "делай раз, делай два". Вот он показывает поворот, вот тормозит, вот поворачивает, вот переключает передачу. И все строго последовательно. Опытный водитель иной раз делает все это почти одновременно, не всегда, конечно, но, когда понадобится - сможет с легкостью. И правда: левая рука на руле и переключателе света, правая - на ручке КПП, левая нога на сцеплении, правая - на тормозе и газе. Замечали ли вы когда-нибудь, как замученный Запорожец "делает" на крутом скользком повороте сверкающий Мерседес? Помните старый фильм "Гонщики" с Евгением Леоновым и Олегом Янковским, когда после аварии в Альпах молодой герой Янковского демонстрировал, как надо "держать" машину на снегу? Знаете ли, что до Петра Нестерова самолеты поворачивали "блином", а сейчас любой пассажирский лайнер, взлетев, делает фигуру с устрашающим названием "боевой разворот" и иначе поворачивать в нормальной ситуации и не станет? Во всех этих случаях используется сложное динамическое взаимодействие различных элементов транспортного средства и опоры - будь то поверхность дороги или воздух. Если что-либо выйдет из-под контроля - произойдет авария, поскольку одним рулем в этом случае машину не удержать. Но именно технике динамичного поворота мы и уделим внимание.

Что заставляет снижать скорость на повороте? Если не снизить скорость движения, то по мере входа в достаточно крутой поворот центробежная сила превысит предельную силу сцепления колес с дорогой и машина сорвется в занос, т.е. колеса заскользят поперек плоскости своего вращения, все более снижая управляемость автомобиля, который, вращаясь вокруг центра масс, уйдет по касательной. У автомобиля, входящего в поворот практически накатом - а так ведет машину начинающий водитель - сила веса, прижимающая каждое из колес к дороге, почти постоянна в течение всего маневра, а следовательно, постоянен и предел центробежной силы, которое каждое колесо может "удержать". Этим и ограничивается скорость, с которой машина может входить в поворот при такой технике вождения. Но, поскольку в крутом повороте центробежная сила действует на переднюю и заднюю части машины, а следовательно и на переднюю и заднюю оси, весьма неравномерно и непостоянно, предел скорости при накатном повороте весьма далек от максимального, которого можно достичь, активно используя привод и тормоза. Кроме того, динамичное прохождение поворота позволяет использовать его завершающую фазу для интенсивного разгона. В этом случае водитель как бы на шаг раньше событий:

  • приближаясь к повороту, он уже готов повернуть;
  • тормозя, он начинает поворот;
  • поворачивая, готовится к разгону;
  • выходя из поворота, - разгоняется.

Прежде чем приступить к практическим рекомендациям, напомним, что все, что будет описано ниже, требует на практике тренированности, в противном случае недалеко и до аварии. Поэтому не следует сразу, прочитав эту статью, выезжать на ледяную дорогу с интенсивным движением и обгонять на поворотах BMW. Лучше либо потренироваться на площадке, постепенно увеличивая крутизну поворота и скорость, либо очень и очень осторожно пробовать эту технику день за днем, пока не почувствуете себя уверенно.

    Итак первая фаза поворота - приближение. Обычно здесь вы тормозите и выключаете передачу, либо включаете пониженную (III или даже II если это поворот на перекрестке в городе). Вариант с включением пониженной передачи - это уже почти то, что нужно. Разница будет в том, что при динамическом повороте вы вообще ничего не делаете почти до самого конца фазы приближения, может быть, слегка снижаете скорость, если она все же была слишком высока. И уже перед тем как начать поворачивать руль вы при необходимости притормаживаете и, не отпуская тормоза, начинаете включение пониженной передачи.

    Следующая фаза - начало поворота. Вы будете входить в нее на весьма приличной скорости, превышающей предел сцепления передних колес с дорогой, и, если вы недостаточно четко выполнили рекомендации для предыдущей фазы, начнется занос передней оси - машина в поворот не пойдет. Итак, вы правильно входите в поворот: правая нога на тормозе, сцепление выжато, пониженная передача включена, обе руки - на руле. Одновременно заканчиваете торможение, отпускаете сцепление и решительно поворачиваете руль. Машина приседает на передок и почти рывком входит в поворот, еще более приседая на противоположное от центра поворота переднее колесо - оно-то вас и держит в этой фазе, нельзя дать ему сорваться в занос.

    Третья фаза - выход из поворота. Вы уже готовы вращать руль обратно, но чувствуете, что предыдущая фаза была столь динамична, что задок машины накопил изрядную энергию вращения и вот-вот начнется занос задней оси. В этот момент следует вновь перераспределить силу прижатия колес к дороге. Вы начинаете возвращать руль в среднее положение, а это значит, что центробежная сила на передней оси уменьшается. К этому времени эффект приседания на передок, вызванный интенсивным торможением двигателем при переходе на пониженную передачу, практически исчез, поскольку продольная скорость машины уменьшилась и стабилизировалась и двигатель больше не препятствует свободному качению. Значит, можно газовать. Так вы и поступаете: руль обратно - больше газу! Машина приседает на заднюю ось, занос задней оси исключается, передняя ось уже не испытывает желания скользить поперек, поскольку руль идет из поворота. Вот так, интенсивно набирая скорость, вы и выходите из поворота.

Итак, быстро еще раз:

  • Подъезжаем быстрее обычного;
  • тормозим, пониженная передача, но сцепление выжато;
  • крутим руль, отпуская сцепление;
  • крутим руль обратно вместе с газом;
  • обычное движение.

Просто? Очень просто будет так улететь с концами, если пробовать на рыхлом снегу или на льду - начните на асфальте. Это действительно довольно опасно, если делать неправильно. Зачем нужно? При случае поможет удержать машину, когда, отчаянно спеша, вы вылетите на поворот, который нельзя проехать на такой скорости "блином". Спасете себя и других.

В чистом виде описанная техника хороша для коротких резких поворотов типа городских перекрестков, когда руль практически не задерживается в повернутом состоянии, когда за входом в поворот мгновенно следует выход. На затяжном повороте следует применять более мягкий и простой вариант этой же техники, сводящийся к следующим правилам: сбрасывать газ и тормозить до начала поворота; в повороте - газовать; на спрямлениях - сбрасывать скорость. Парадоксально? Казалось бы, на прямых надо разгоняться, в повороте - тормозить? Ни в коем случае! Мы же обсуждаем действительно быструю езду. При накате, а тем более торможении в повороте вас просто выкинет с дороги, газ вас только и удерживает. Но к концу поворота вы несетесь уже так, что входить в следующий (а он непременно есть!) на такой скорости уже нельзя - вот и сбросьте скорость на коротком спрямлении даже в пределах одного затяжного поворота, а потом - снова газуйте на новом повороте. Но помните: тормозить можно только на прямых участках, в динамическом повороте вы лишены возможности остановиться. Это следует помнить. Какова разница в скорости? На моем пути на работу есть один классический поворот для испытания этой техники. Поток движется там со скоростью порядка 60 км/ч (в потоке нельзя применять динамический поворот, если не всем вместе), без динамики там не дашь больше 70 (улетали люди даже на переднеприводных машинах), с динамикой довольно уверенно получается 100, а больше я не пробовал, поскольку и на "сотне" мгновенно догоняешь кого-нибудь, кто едет "блином", да и Правила следует чтить. Кроме того, староваты мы с Талботом для баловства.


Реклама:



V&L Inc. 2003 ®

У нас на сайте:

Инструкции по ремонту:
 ВАЗ 2108/09/099
 ВАЗ 2110/11/12
 ВАЗ 21213/21214
 ВАЗ 2107
 ВАЗ 2104/2105
 ВАЗ 2103/2106
 ВАЗ 2101/2102

Статьи:
 ПДД
 Автозапчасти
 Диагностика
 Мастерство вождения
 Право
 Юмор
 Тюнинг
 Разное

Общение:
 Гостевая
 Форум
 Чат

WEB дизайнерам:
 Наши партнеры
 Полезные ссылки

Реклама




Rambler's Top100

AUTO.100I.RU

Информационный проект LADAONLINE
Авто каталог ссылок, Top 50.
autodealer.ru - Рейтинг АвтоРесурсов
Hosted by uCoz