Тормозные механизмы. 1. Пружины пальцев крепления
колодок; 2. Шплинт; 3. Прижимная пружина колодки; 4. Тормозные
колодки; 5. Суппорт тормозного механизма; 6. Диск тормоза; 7.
Защитный кожух; 8. Палец крепления колодок тормоза; 9. Штуцер
для прокачки привода тормозного механизма; 10. Соединительная
трубка цилиндров; 11. Поршень; 12. Колесный цилиндр; 13.
Уплотнительное кольцо поршня; 14. Фрикционная накладка
колодки; 15. Защитный колпачок поршня; 16. Фиксатор цилиндра;
17. Заклепка крепления опорной и направляющей пластин колодок;
18. Нижняя стяжная пружина колодок; 19. Направляющая пластина;
20. Тормозная колодка; 21. Задний трос привода стояночного
тормоза; 22. Пружина заднего троса; 23. Наконечник заднего
троса; 24. Рычаг привода стояночного тормоза; 25. Распорная
планка тормозных колодок; 26. Палец рычага привода колодок;
27. Корпус колесного цилиндра; 28. Распорная пружина поршней;
29. Штуцер для прокачки привода заднего тормоза; 30. Штуцер
трубки подвода тормозной жидкости; 31. Уплотнительное кольцо
поршня; 32. Поршень цилиндра; 33. Защитный колпачок колесного
цилиндра; 34. Упор колодки; 35. Верхняя стяжная пружина
колодок; 36. Фрикционная накладка колодки; 37. Ребро колодки;
38. Пружина; 39. Ось; 40. Втулка пружины; 41. Фрикционные
шайбы; 42. Втулка оси автоматического устройства; 43. Оболочка
троса; 44. Направляющая пружина; 45. Опорный щит тормозного
механизма; 46. Опорная пластина колодок; 47. Тормозной
механизм переднего колеса; 48. Тормозной механизм заднего
колеса.
Тормозные механизмы колес смонтированы
непосредственно в колесах автомобиля. Они предназначены для создания
сопротивления движению автомобиля.
Тормозной механизм
переднего колеса дисковый, открытый, что обеспечивает его хорошее
охлаждение и вследствие этого более эффективное торможение при
частом пользовании тормозами, когда от нагрева колодок может
уменьшиться коээфициент трения их накладок.
Тормозной
механизм состоит из суппорта 16 в сборе с рабочими цилиндрами, диска
1, двух тормозных колодок 15, пальцев 7 крепления колодок и
трубопроводов.
Суппорт отлит из высокопрочного чугуна. Он
крепится к кронштейну 18 двумя болтами 17, которые зафиксированы
отогнутыми стопорными пластинами на грань болтов. Кронштейн 18
крепится к фланцу поворотного кулака 19 вместе с защитным кожухом 2
и поворотным рычагом. В суппорте выполнены радиусный паз для
размещения тормозного диска и два поперечных паза, в которых
расположены тормозные колодки. В приливах суппорта имеются два окна
с направляющими пазами, в которых установлены два противолежащих
колесных цилиндра 13. Точное расположение цилиндров относительно
суппорта обеспечивается пружинными фиксаторами 6. При установке
цилиндра в паз суппорта фиксатор под действием пружины заходит в
специальный боковой паз суппорта.
Корпус рабочего цилиндра
отлит из алюминиевого сплава. В цилиндре расположен Стальной полый
поршень 9, который уплотнен упругим резиновым кольцом 8. Оно
расположено в канавке цилиндра и служит не только для уплотнения
зазора, но и для возврата поршня в исходное положение при
растормаживании. Полость цилиндра защищена от загрязнения резиновым
колпачком 10, наружная кромка которого удерживается на буртике
цилиндра, а внутренняя кромка охватывает посадочный поясок
поршня.
Рабочие полости цилиндров соединены между собой
трубкой 4. Во внешний цилиндр ввернут штуцер 3 для прокачки привода
передних тормозов, во внутренний штуцер для подвода жидкости. Поршни
9 упираются в тормозные колодки 15, на которые наклеены фрикционные
накладки 11. Колодки установлены-на направляющих пальцах 7, которые
удерживаются от осевого смещения шплинтами 5, а чтобы не было
вибраций колодок на пальцах, применяются пружины 14, прижимающие
колодки к пальцам. Под головки пальцев установлены пружины
12.
Тормозной диск соединен со ступицей колеса двумя
установочными штифтами. Часть его рабочей поверхности расположена
между накладками тормозных колодок. Поверхность трения диска
обрабатывается с большой точностью, что увеличивает срок службы
тормозного механизма.
При торможении поршни под давлением
жидкости выдвигаются из колесных цилиндров и поджимают колодки к
тормозному диску. На передних колесах создается тормозной момент.
При движении поршни увлекают за собой уплотнительные кольца 8,
которые при этом скручиваются. При растормажиеании, когда давление в
приводе передних колес падает, поршни за счет упругой деформации
колец 8 вдвигаются обратно в цилиндры. При этом накладки 11
тормозных колодок будут находиться в легком соприкосновении с
тормозным диском.
При износе накладок, когда зазор в
тормозном механизме увеличивается, в приводе создается большее
давление жидкости, чтобы создать тормозной момент. Под действием
давления жидкости поршни 9 проскальзывают относительно колец 8 и
занимают новое положение в цилиндрах, которое обеспечивает
оптимальный зазор между диском и колодками. При замене колодок,
когда толщина накладок уменьшается до 1,5 мм, поршни вручную
утапливают в цилиндры, чтобы установить новые
колодки.
Тормозной механизм заднего колеса - барабанный,
смонтирован на опорном шите 39, который крепится болтами к фланцу
балки заднего моста. К нижней части щита двумя заклепками 41
крепится пакет пластин, из которых пластина 42 является опорной для
тормозных колодок 20, а пластины 43 ограничивают осевое перемещение
нижней части колодок. Внутренняя изогнутая пластина ограничивает
перемещение троса 44 в сторону щита. В верхней части щита 39
крепится двумя болтами колесный цилиндр 24. Снаружи в резьбовое
отверстие цилиндра ввернуты штуцер 32 для прокачки привода задних
тормозов и штуцер 33 трубки подвода жидкости в цилиндр.
С
обеих сторон в цилиндр установлены поршни 31 в сборе с уплотнителями
и деталями автоматического устройства. Основным элементом
автоматического устройства является разрезное упорное кольцо 26,
расположенное в этой подсборке между буртиком упорного винта 25 и
двумя сухарями 27 с зазором 1,4; 1,6 мм. Упорные кольца установлены
в цилиндр с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу
цилиндра не менее 35 кгс, что превышает усилие от стяжных пружин
тормозных колодок. В упорном кольце выполнена прорезь для выхода
воздуха при прокачке тормозной системы.
К торцевой
поверхности поршня через опорную тарелку 29 поджимается пружиной 28
уплотнитель 30. С наружной стороны в поршни запрессованы упоры 34, в
пазы которых заходят верхние концы тормозных колодок. Полость
колесного цилиндра уплотне- на резиновым колпачком 35, который надет
внутренней кромкой на поршень, а наружной - на корпус
цилиндра.
При оптимальном зазоре между колодками и барабаном
поршни 31 в колесном цилиндре перемещаются на величину зазора между
буртиком упорного винта 25 и буртиком упорного кольца (1,4-1,6 мм).
При этом колодки прижимаются к тормозному барабану, создавая
необходимый тормозной момент, а упорные кольца 26 остаются на своих
местах.
При износе накладок зазор 1,4-1,6 мм выбирается
полностью, и буртик упорного винта упирается в буртик упорного
кольца, вследствие чего упорное кольцо сдвигается вслед за поршнем
на величину износа накладок. При прекращении торможения поршни
усилием стяжных пружин сдвигаются до упора сухарей 27 в буртик
упорного винта 25. Таким образом, автоматически поддерживается
оптимальный зазор между колодками и барабаном.
Для фиксации
от осевого смещения средней частим колодок на стойки 21 установлены
пружины, поджимающие среднюю часть колодок к щиту 39 тормоза.
Вследствие нежесткого соединения колодок со щитом тормоза они
самоустанавливаются в момент соприкосновения с тормозным барабаном,
что улучшает эффективность торможения и приводит к более
равномерному износу накладок, приклеенных к
колодкам.
Тормозной барабан 4 отлит из алюминиевого сплава,
имеет на наружной поверхности ребра жесткости и сквозные отверстия
для сообщения внутренней полости барабана с атмосферой. Внутри
барабана находится чугунное кольцо 5, с которым контактируются
тормозные колодки. Барабан крепится к фланцу полуоси двумя штифтами
2 и дополнительно вместе с колесом болтами 1. В барабане выполнены
два резьбовых отверстия, в которые ввертываются установочные штифты
2 при снятии барабана. Такое снятие возможно только в том случае,
когда барабан "не прикипел" к фланцу полуоси, иначе возможен срыв
резьбы в отверстиях барабана. Чтобы не происходило такого
"прикипания" при сборке необходимо наносить на контактирующие
поверхности барабана и полуоси графитовую смазку.
При
пользовании стояночным тормозом тормозные колодки 20 прижимаются к
барабану перемещением рычага 22 и разжимной планки 37. Рычаг 22
посажен на палец 23 и вместе с ребром тормозной колодки упирается в
паз разжимной планки. На нижний конец рычага надет наконечник 46
заднего троса 44. Второй конец троса соединен с тормозным механизмом
другого колеса. Для защиты и упора в щит тормоза оба колена троса
заключены в многослойную оболочку 38 из пластмассовых трубок и
проволочной оплетки. На концы троса надеты возвратные пружины 45,
которые возвращают задний трос в исходное положение при освобождении
его от усилия.