Задний мост. 1. Болт крепления
тормозного барабана колеса; 2. Направляющий штифт; 3.
Маслоотражатель подшипника полуоси; 4. Тормозной барабан; 5.
Чугунное кольцо тормозного барабана; 6. Колесный цилиндр
заднего тормоза; 7. Штуцер для прокачки привода тормозного
механизма; 8. Подшипник полуоси; 9. Запорное кольцо
подшипника; 10. Фланец балки заднего моста; 11. Сальник
полуоси; 12. Опорная чашка пружины подвески; 13. Балка заднего
моста; 14. Кронштейн крапления верхней штанги подвески; 15.
Направляющая полуоси; 16. Гайка подшипника дифференциала; 17.
Подшипник коробки дифференциала; 18. Крышка подшипника коробки
дифференциала; 19. Сапун; 20. Сателлит дифференциала; 21.
Ведомая шестерня главной передачи; 22. Левая полуось; 23.
Шестерня полуоси; 24. Картер редуктора заднего моста; 25.
Регулировочное кольцо ведущей шестерни; 26. Распорная втулка
подшипников; 27. Подшипник ведущей шестерни; 28. Сальник
ведущей шестерни; 29. Грязеотражатель сальника; 30.
Фланец-вилка карданного шарнира; 31. Гайка; 32.
Маслоотражатель; 33. Ведущая шестерня главной передачи; 34.
Ось сателлитов; 35. Опорная шайба шестерни полуоси; 36.
Коробка дифференциала; 37. Правая полуось; 38. Кронштейны
крепления деталей подвески; 39. Упорная пластина подшипника
полуоси; 40. Щит заднего тормоза; 41. Колодка заднего
тормозного механизма; 42. Фрикционная накладка; 43. Фланец
полуоси; 44. Стопорная пластина; 45. Болт крепления крышки
подшипника.
Крутящий момент от карданной передачи передается на
ведущие колеса автомобиля через главную передачу, дифференциал и
полуоси. Эти механизмы установлены в заднем мосту автомобиля,
который состоит из двух базовых деталей: балки 13 и картера 24
редуктора заднего моста.
Балка 13 заднего моста состоит из
двух штампованных кожухов, сваренных продольными швами. К концам
кожухов приварены два стальных фланца 10, в которых проточены гнезда
для подшипников 8 и сальников 11 полуосей. С торца во фланцах
выполнены отверстия для болтов крепления щитов 40 тормозных
механизмов колес. Эти же болты с гайками крепят маслоотражатель 3 и
пластину 39, которая удерживает в гнезде фланца подшипник полуоси.
Пластина крепления подшипника полуоси и маслоотражатель соединены
между собой винтами через уплотнительную прокладку.
На концах
балки заднего моста приварены опорные чашки пружин задней подвески и
кронштейны для крепления штанг и амортизаторов подвески. В средней
части балка расширена и имеет сквозной проем, к задней стороне
которого приварена штампованная крышка с расположенным в ней
маслоналивным (одновременно и контрольным) отверстием, закрытым
пробкой. К переднему обработанному торцу проема крепится болтами
картер 24 редуктора заднего моста.
Сверху в балку ввернут
сапун 19 с подпружиненным клапаном. Через сапун полость балки
сообщается с атмосферой, что исключает повышение давления в полости
балки и попадание в задний мост воды и грязи при преодолении водных
преград. Внутри балки приварены направляющие 15 полуосей,
облегчающие установку полуосей при сборке заднего моста. В нижней
части балки расположено отверстие для слива масла. Оно закрыто
пробкой с магнитом.
Главная передача состоит из пары
конических шестерен 33 и 21, передаточное число которых равно 4,1
(число зубьев у шестерни 21 41, а у шестерни 33 10). Шестерни имеют
гипоидное зацепление, при котором ось ведущей шестерни 33 смещена
относительно оси шестерни 21, т. е. их оси не пересекаются, а
перекрещиваются. Такие шестерни имеют сложную форму зуба, которая
обеспечивает одновременное и плавное зацепление нескольких зубьев.
Это уменьшает нагрузку на каждый зуб, увеличивает долговечность
работы главной передачи и позволяет передавать больший крутящий
момент. Однако такая передача требует специального масла (ТАД-17и) с
противозадирными присадками.
Шестерня 33 установлена на двух
роликовых конических подшипниках 27, между внутренними кольцами
которых расположена распорная втулка 26. Между внутренним
подшипником и торцом шестерни установлено регулировочное кольцо 25,
толщина которого находится в пределах от 2,55 до 3,35 мм через
каждые 0,05 мм. Семнадцать размеров регулировочного кольца позволяют
с большой точностью регулировать взаимное положение ведущей и
ведомой шестерен, обеспечивающее правильное зацепление их зубьев. На
шлицевой конец шестерни 33 надет фланец 30, который крепится
самоконтрящейся гайкой 31.
К цилиндрической поверхности
фланца поджимается рабочая кромка сальника 28. Он защищен от
повреждений грязеотражателем 29. Между подшипником шестерни и
фланцем зажат маслоотражатель 32. Для того чтобы ограничить осевое
перемещение ведущей шестерни под рабочими нагрузками и обеспечить
бесшумную и долговечную работу главной передачи, в подшипниках 27
шестерни устанавливается предварительный натяг. Он регулируется
затягиванием гайки 31 до определенной деформации распорной втулки
26.
Предварительный натяг определяется по моменту
сопротивления проворачиванию шестерни. Шестерня 21 выполнена в виде
зубчатого венца, который крепится к фланцу коробки дифференциала
болтами. Вместе с коробкой дифференциала шестерня вращается в двух
роликовых конических подшипниках 17. Они устанавливаются в разъемных
гнездах картера 24, которые имеют отъемные крышки
18.
Предварительный натяг в подшипниках дифференциала, а
также боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи,
регулируется гайками 16. Положение гайки фиксируется пластиной 44,
которая крепится к крышке 18 подшипника.
Дифференциал -
конический двухсателлитный. Он состоит из двух сателлитов,
расположенных на общей оси 34, двух полуосевых шестерен 23 и коробки
дифференциала. Ось расположена в отверстиях коробки дифференциала и
от выпадания удерживается шестерней 21. которая перекрывает
отверстие в коробке. Полусферическая поверхность сателлитов
опирается на полусферу коробки дифференциала.
Сателлиты
находятся в постоянном зацеплении с полуосевыми шестернями 23,
цилиндрические пояски которых заходят в отверстия коробки диффе-
ренциала и являются их опорами. Между торцами полуосевых шестерен и
коробкой дифференциала установлены опорные шайбы 35. Полуось
выполнена заодно с фланцем, к которому крепятся болтами 1 тормозной
барабан и диск заднего колеса. Внутренний конец полуоси соединен
шлицами с полуосевой шестерней 23, которая является опорой для
внутреннего конца полуоси.
Снаружи полуось опирается на
шариковый подшипник 8, который зажат на полуоси между ее буртиком и
запорным кольцом 9. Кольцо напрессовано на полуось в нагретом до 300
С состоянии. Подшипник полуоси уплотнен с внутренней стороны
сальником 11, снаружи - резиновым кольцом, зажатым между щитом и
фланцем балки заднего моста. Подшипник крепится в гнезде балки
заднего моста пластиной 39, которая вместе с маслоотражателем 3 и
щитом 40 тормоза крепится к торцу балки заднего моста.
Для
того чтобы уменьшить вероятность попадания масла к тормозному
механизму заднего колеса при повреждении сальника 11, на полуоси
выполнены канавки, и установлен маслоотражатель 3. Для доступа к
гайкам болтов крепления маслоотражателя 3, щита 40 и пластины 39. в
полуоси имеются два отверстия для прохождения торцевого ключа.