Поиск:    на    
Главная страница > Диагностика неисправностей > Чиним сами   
 

Чиним сами

Не будем здесь останавливаться на ремонте и обслуживании на СТО, отметим лишь, что там отлично решают стандартные проблемы, быстро и качественно справляясь с диагностикой, регулировками и заменами узлов: если у Вас новая машина, достаточно средств, а механическая хирургия не относится к вашим хобби - отправляйтесь на СТО, это будет правильным решением. В ином случае вам, вероятно, будет интересно обсудить маленькие хитрости этого дела.

Ремонт ремонту рознь. Это может быть и замена проколотого колеса, и регулировка зажигания, и разборка двигателя, и кузовной ремонт - о чем-то, вроде бы, и говорить не стоит, а о чем-то и думать всуе страшно. Но, во-первых, с необходимостью элементарного ремонта и обслуживания сталкиваются все водители, а во-вторых, для многих возня с машиной превращается в основное занятие в свободное время - иногда, правда, вынужденное.

В нашей беседе мы будем основываться прежде всего на личном опыте автора, а также на информации, полученной из серьезной литературы или от опытных людей.

Самое важное в любом ремонте это:

  • техническая информация;

  • подходящее рабочее место;

  • инструмент и оборудование;

  • запасные части и материалы;

  • рабочая одежда и средства безопасности.


  Техническая информация

Самыми лучшими источниками информации по ремонту автомобилей являются фирменные книги, причем не те, которые прилагаются к новой машине и содержат в основном развернутую инструкцию по эксплуатации, что само по себе весьма ценно, а более толстые публикации разработчиков, посвященные именно ремонту. В частности, по отечественным автомобилям такую библиотеку можно сравнительно просто собрать. Некоторые иностранные издательства публикуют серии, посвященные ремонту наиболее распространенных марок, например "Fix Your ..." (на английском), "Korjaus Opas" (на финском) и другие. Попадаются неплохие переводы этих книг, изданные различными мелкими издательствами. Главное, чтобы основной "букварь" содержал побольше чертежей и цифровой информации - это облегчит подбор и изготовление деталей при невозможности достать фирменные, что особенно важно для ремонта автомобилей не самых ходовых иностранных марок.

Важным источником информации служат объединенные каталоги запасных частей, например Biltema, содержащие перечни часто меняемых деталей. По этим каталогам можно обнаружить, что к Talbot Horizon подойдет многое от Лады, а вот масляный фильтр H101 абсолютно уникален, если не считать близким родственником Kavasaki.

Много полезного можно почерпнуть в журналах, например в "За рулем", но тут имеет смысл отправиться в библиотеку, где есть подшивка лет за 15 и ксерокс, поскольку в журналах полезные сведения сильно распылены. Более плотно всякая премудрость сосредоточена в специальных книгах типа "Советы бывалых", мимо которых тоже не стоит проходить.

Ну и конечно же, мудрый дядя-сосед по гаражу может научить многому. Но вот тут надо доверять, но проверять. Все знают о шоферских байках, но не все знают о чрезвычайно стойких гаражных легендах. Вспомните, что говорит умудренный дядя, который вот уже лет десять потихоньку чинит двигатель Москвича 408 в гараже напротив и выглядит в глазах новичка этаким машинным бесом, заслышав детонационные стуки в моторе BMW-пятисотки, которую юный соседский рэкетер спьяну заправил нашенским 92м? "Клапана стучат!.." Возможны варианты: стучат поршневые пальцы, сами поршни... Дядя может произносить любое заклинание на выбор. Можно добавить: стучат тормозные колодки по крышке капота, кардан об бампер бьется - балансировать надо... Короче - чушь. Когда с дальнего полигона или из ближайшего парка слышна автоматная очередь, даже кухарка не скажет, что этот звук вызывает затворная рама. Это - маленький взрыв в патроне, он же и в двигателе при несоответствии регулировки и качества топлива. Но сколько такой ерунды наслушаешься по гаражам от вроде бы солидных и опытных людей!


  Рабочее место

Этот вопрос не совсем тривиален. Стандартным ответом является хорошо оборудованный гараж. Это действительно неплохо, но не для всех видов работ. Основными недостатками гаража-бокса являются теснота по всем координатам, обычно удаленность от дома, проблемы с обогревом зимой. Все это, конечно же спорно, субъективно и должно рассматриваться в соответсвии с задуманными работами. Это, возможно, прозвучит странно, но часть работ даже в зимнее время удобней выполнять просто на ровной, светлой, защищенной от ветра площадке. Прежде всего, работы, которые можно выполнить за один световой день, когда нет необходимости что-то решать с ночевкой полуразобранной машины. В холодное время необходимо рассчитывать силы - а ремонт машины является очень тяжелым физическим трудом - и экономия на отсутствии необходимости бороться с темной мерзлой теснотой гаража-склепа оказывается очень существенной. Опыт показывает следующие примерные продолжительности ремонта на открытом воздухе: 0...-5 до 8 часов, -5...-10 до 6 часов, -10...-15 до 4 часов.

Гораздо более удобным местом ремонта является теплый и светлый ангар или гараж для грузовиков. Особенно хорошо, если в нем есть "яма", солидный верстак, электротельфер и заветный угол со всяким хламом, из которого иногда выходят такие славные прилады! Вот этому углу стоит уделить внимание. Часто бывает необходимо быстренько изготовить какое-либо приспособление и в этом случае очень к месту оказываются разные железки, трубки, резинки, деревяшки и прочие отслужившие по основному назначению предметы - не стоит все это преждевременно выбрасывать, а лучше тащить подальше с глаз жены в гараж. Потом ведь всегда можно выбросить или предложить соседу.


  Инструмент и оборудование

О, это отдельная большая тема! Инструмент собирается годами и составляет предмет гордости мастера. В общем подходе сошлемся на мнение величайшего Мастера Золотые Руки Сергея Эдуардовича Зубаревича: инструмент испытывается в работе и если при выполнении своих функций инструмент вышел из строя - он был низкого качества.

Инструмент для резьбовых соединений. Это, прежде всего, различные гаечные ключи. Ключи деляться на рожковые (обычные плоские, с двумя рабочими поверхностями), накидные (плоские замкнутые), торцовые (головки), разводные и специальные. Обычные рожковые ключи предназначены для работы с малыми моментами, удобны для регулировочных работ и часто абсолютно необходимы при ремонте иностранных машин. Накидные ключи позволяют развить существенно больший момент, однако для перехвата их приходится полностью снимать с болта или гайки через верх, затем вновь надевать. Очень удобны комбинированные ключи - с одной стороны рожок, с другой - накидка. Торцовые ключи существуют в виде комплектов головок и различных воротков. Это - последняя степень устрашения для капризных болтов и гаек. Кроме того, хорошие комплекты содержат удлиннители, карданные шарниры, коловороты и воротки с трещоткой, существенно повышающие производительность труда. В комплекте с торцовыми ключами работают и динамометры - устройства, обеспечивающие точную величину затяга соединения, что очень важно при ремонте многих ответственных узлов. К специальным относятся в первую очередь "обратные" ключи, рабочая часть которых представляет собой многогранник, а головка болта имеет впадину соответствующей формы. Это что-то вроде дальнего родственника крестообразной отвертки. Такие ключи необходимы для отворачивания маслосливных пробок двигателя, коробки передач и иных маслонаполненных агрегатов. Специальным является и ключ для свечей зажигания. Разводные ключи в профессиональном ремонте применяются редко за исключением шведок - обычных водопроводных ключей-щипцов, которые используются, когда надо подержать что-то круглое (рулевую тягу, полуось) или осадить поршни дисковых тормозов. Все перечисленные инструменты должны быть наивысшего доступного качества, хотя в противном случае очень быстро сработает принцип, на который мы ссылались.

Итак:

  • рожковые и накидные ключи (6, 7,) 8, (9,) 10, (11,) 12, 13, 14, 17, 19, (22, 24)

  • торцовые головки 12 - 32 и комплект воротков

  • масляные и иные спецключи (часто самодельные)

  • пара шведок разного размера

  • несколько отверток (плоских и крестовых)

Электромеханический инструмент. Эти устройства заменяют ножовки, напильники и прочий ручной режущий инструмент. Самым универсальным электроинструментом в гараже является электродрель, конечно же как минимум двухскоростная и с мощностью не менее 500 Вт. Ей можно не только сверлить, но и размешивать краску в банке - это не шутка, хотя и не самое важное приложение. Самое интересное - электрокарчетка: круговая стальная щетка при частоте вращения более 3000 об/мин мгновенно снимает любую сухую грязь и не очень мгновенно - краску до металла. Собираясь сварить воедино две ржавые железки, пройдитесь такой щеткой; обнаружив нагар на свечах, используйте ее же; готовите днище под краску - где щетка? В патрон дрели можно зажать и абразивный круг (армированный, без армирования опасно) и работать как напильником. А можно использовать эластичный круг со "шкуркой" и шлифовать поверхности. Опыт показывает: чистить, шлифовать и пилить лучше отечественной двухскоростной мощной и оборотистой дрелью, а вот для сверления, нарезания резьбы, заворачивания винтов и шурупов больше подходит Black&Decker в комплекте с отечественной стойкой. Следующий по важности электроинструмент - хорошее двухдисковое точило. Им действительно иногда точат ножики, чаще сверла, но еще чаще обрабатывают сложные поверхности при изготовлении чего-либо самодельного. Ну и наконец изобретение автора, им же давно используемое (возможно, кто-либо и применил это раньше, но автору это не известно) - столярная ручная дисковая электропила с абразивным (только армированный - иначе смертельно опасно!) диском. Этим устройством можно резать арматуру, трубы, стальной лист и делать прочие "стратегические" работы. Здесь есть маленькая тонкость: подвижный защитный кожух перед работой полностью открывается и фиксируетс в открытом положении, например аптекарской резинкой. Это не очень опасно, поскольку абразивный диск не имеет пильных зубьев, одно соприкосновение с которыми при вращении обычной пилы грозит неминуемым увечьем, однако работа с такой пилой требует тверых рук и крепких нервов.

Итак:

  • пара дрелей с приспособлениями и насадками

  • электроточило

  • электропила

  • защитные очки

Сварочное оборудование. Его действительно желательно иметь, причем чаще не для ремонта как такового, а для изготовления приспособлений. Наиболее распространены четыре вида сварки:

Ручная дуговая электросварка. Весьма универсальная технология, применяемая в основном для соединения достаточно массивных стальных деталей, в частности при изготовлении приспособлений. Несмотря на то, что тонкий лист легко прожигается дугой, при наличии навыка дуговой сваркой можно временно подлечить даже видавший виды глушитель, не говоря уже о нелицевых кузовных работах. Считается, что дуговой сваркой варить труднее, чем газовой - но это вопрос практики и исходной предрасположенности. Автор, например, варить газом не любит и, сказать по правде, побаивается: газ все-таки, то ли дело электричество -- не рванет.

Газовая ацетилен-кислородная сварка. Применяется для резки стали и сварки тонких и мелких деталей. Основное средство при кузовном ремонте. Но автор предпочитает применять газосварочный аппарат для нужд интенсивного местного нагрева -- для гибки, ковки, термообработки и отворачивания особо упорных резьбовых соединений.

Контактная (точечная) сварка. Применяется для сварки тонколистовых деталей, в гаражах встречается редко из-за неуниверсальности, хотя производительность высока.

Полуавтоматическая дуговая сварка в защитной газовой среде. Дает наивысшее качество соединений тонколистовых деталей в условиях гаража и применяется в основном профессионалами-кузовщиками.

Итак:

  • дуговая электросварка постоянного тока и электроды 2, 3 мм соответствующих работам марок (не брать россыпью у дяди -- только с маркировкой)

  • ацетилен-кислородный комплект и сварочная проволока

  • маски, очки, брезентовый костюм или фартук, перчатки


Реклама:



V&L Inc. 2003 ®

У нас на сайте:

Инструкции по ремонту:
 ВАЗ 2108/09/099
 ВАЗ 2110/11/12
 ВАЗ 21213/21214
 ВАЗ 2107
 ВАЗ 2104/2105
 ВАЗ 2103/2106
 ВАЗ 2101/2102

Статьи:
 ПДД
 Автозапчасти
 Диагностика
 Мастерство вождения
 Право
 Юмор
 Тюнинг
 Разное

Общение:
 Гостевая
 Форум
 Чат

WEB дизайнерам:
 Наши партнеры
 Полезные ссылки

Реклама




Rambler's Top100

AUTO.100I.RU

Информационный проект LADAONLINE
Авто каталог ссылок, Top 50.
autodealer.ru - Рейтинг АвтоРесурсов
Hosted by uCoz