Привод тормозных механизмов. 1. Диск тормоза; 2.
Главный цилиндр гидропривода тормозов; 3. Трубопровод контура
привода передних тормозов; 4. Защитный кожух переднего
тормозного механизма; 5. Суппорт переднего тормоза; 6.
Наконечник с трубопроводом; 7. Бачок главного цилиндра; 8.
Неподвижный контакт; 9. Подвижный контакт; 10. Корпус
клеммного устройства; 11. Толкатель для проверки исправности
устройства контроля уровня жидкости; 12. Крышка бачка; 13.
Корпус контактного устройства; 14. Отражатель; 15. Поплавок;
16. Трубопровод контура привода задних тормозов; 17. Фланец
заднего наконечника оболочки троса; 18. Колесный цилиндр
заднего тормоза; 19. Рогуля гор давления задних тормозов; 20.
Рычаг привода регулятора давления; 21. Пробка корпуса
регулятора давления; 22. Втулка; 23. Уплотнитель головки
поршня; 24. Тарелка пружины; 25. Корпус регулятора давления;
26. Пружина; 27. Уплатнительное кольцо поршня; 28. Поршень
регулятора давления; 29. Ось рычага; 30. Пластина рычага; 31.
Колодка тормозного механизма; 32. Рычаг ручного привода
колодок; 33. Стойка рычага привода регулятора давления; 34.
Кронштейн крепления оболочки троса; 35. Задний трос; 36.
Контргайка; 37. Регулировочная гайка; 38. Втулка; 39.
Направляющая заднего троса; 40. Направляющий ролик; 41.
Передний трос; 42. Возвратный рычаг привода стояночного
тормоза; 43. Кронштейн рычага привода стояночного тормоза; 44.
Защелка рычага; 45. Упор включателя контрольной лампы
стояночного тормоза; 46. Тяга защелки рычага; 47. Рычаг
привода стояночного тормоза; 48. Кнопка рычага привода
стояночного тормоза; 49. Выключатель стоп - сигнала; 50.
Педаль тормоза; 51. Вакуумный усилитель; 52. Тарелка пружины
уплотнительного кольца; 53. Штуцер; 54. Стопорная шайба; 55.
Уплотнительная прокладка; 56. Распорное кольцо; 57. Корпус
вакуумного клапана; 58. Вакуумный клапан; 59. Обойма
уплотнителя штока; 60. Уплотнитель штока; 61. Шток; 62.
Возвратная пружина корпуса клапана; 63. Диафрагма; 64. Крышка
корпуса вакуумного усилителя; 65. Корпус клапана вакуумного
усилителя; 66. Буфер штока; 67. Наружная оболочка шланга; 68.
Нитяная оболочка; 69. Внутренняя оболочка; 70. Упорная
пластина поршня; 71. Поршень клапана; 72. Уплотнитель крышки
корпуса вакуумного усилителя; 73. Клапан вакуумного усилителя;
74. Защитный чехол корпуса клапана; 75. Воздушный фильтр; 76.
Толкатель клапана вакуумного усилителя; 77. Возвратная пружина
клапана; 78. Пружина клапана; 79. Корпус вакуумного усилителя;
80. Регулировочный болт; 81. Поршень привода передних
тормозов; 82. Возвратная пружина поршня; 83. Упорная шайба;
84. Поршень привода задних тормозов; 85. Ограничительный винт
поршня; 86. Уплотнительное кольцо; 87. Пружина уплотнительного
кольца; 88. Пробка корпуса главного цилиндра; 89. I. Бачок
главного цилиндра; 90. II. Регулятор давления; 91. III. Схема
привода тормозов; 92. IV. Главный цилиндр и вакуумный
усилитель.
Тормозная система автомобиля по своему назначению и
выполняемым функциям разделяется на рабочую, запасную и
стояночную.
Рабочая тормозная система обеспечивает
регулирование скорости автомобиля и его остановку с необходимой
эффективностью, запасная - остановку автомобиля с необходимой
эффективностью при выходе из строя рабочей тормозной системы, а
стояночная служит для удержания стоящего автомобиля. Ее можно
использовать и как аварийную при выходе из строя рабочей или
запасной тормозных систем.
Рабочая тормозная система имеет
двухконтурный раздельный гидравлический привод на тормозные
механизмы передних и задних колес, что значительно повышает
безопасность движения автомобиля. При отказе одного из контуров
другой используется в качестве запасной тормозной системы, т. е. она
является частью рабочей тормозной системы.
Привод тормозов.
Гидравлический привод включает в себя тормозную педаль 50, вакуумный
усилитель 51, главный цилиндр 2 гидропривода тормозов, бачок 7,
регулятор 19 давления задних тормозов, колесные (рабочие) цилиндры
тормозных механизмов, трубопроводы и шланги.
Педаль 15
тормоза подвешена к кронштейну 4 совместно с педалью сцепления при
помощи оси 8. В ступице педали установлены разрезные пластмассовые
втулки 9, через которые проходит внутренняя металлическая втулка 5.
Относительно этой втулки поворачивается педаль тормоза. Педаль
шарнирно соединена с толкателем вакуумного усилителя и в исходное
положение возвращается усилием оттяжной пружины. В этом положении
упор педали упирается в буфер выключателя 49
стоп-сигнала.
Вакуумный усилитель уменьшает усилие,
прикладываемое к педали тормоза при торможении. Он крепится к
пластине кронштейна педалей сцепления и тормоза на четырех шпильках
гайками. Между вакуумным усилителем и пластиной кронштейна
установлена резиновая изолирующая прокладка.
Между корпусом
77 и крышкой 64 корпуса вакуумного усилителя зажат наружный поясок
резиновой диафрагмы 63, разделяющий усилитель на вакуумную и
атмосферную полости. Вакуумная полость через шланг 6 с наконечником
и клапаном 58 соединяется с впускной трубой двигателя. Для
герметизации соединения наконечник 6 соединен с вакуумным усилителем
через резиновый фланец.
Внутри вакуумного усилителя
расположен пластмассовый корпус 65 клапана, хвостовик которого на
выходе из корпуса вакуумного усилителя герметизирован уплотнителем
72. Он установлен в гнезде корпуса усилителя и поджат к отбортовке
гнезда дистанционным кольцом, которое запирается стопорным кольцом.
Для защиты подвижного хвостовика корпуса клапана от загрязнения на
отбортованную часть корпуса усилителя и на хвостовик корпуса клапана
надет гофрированный защитный чехол 74.
В корпусе 65 клапана
размещены: буфер 66, поршень 71 с толкателем 76, резиновый клапан
73, пружины с опорными чашками и воздушный фильтр 75.
В
выточку поршня 71 заходит упорная пластина 70, другой конец которой
упирается в поясок диафрагмы 63, что предотвращает ее выпадание.
Пластина 70 фиксирует в корпусе 65 поршень в сборе с толкателем 76 и
клапаном 73. В буфер 66 упирается шток 61 привода поршня главного
цилиндра. На выходе из корпуса вакуумного усилителя шток обжат
уплотнителем 60, который поджимается обоймой 59 к гнезду корпуса
усилителя. В торцевое отверстие штока ввернут болт 78, которым
регулируется выход штока из корпуса усилителя (1,05-1,25 мм) Шаровая
головка толкателя 76 обжата в гнезде поршня.
Резиновый клапан
73 собран на толкателе. Подвижная головка клапана, усиленная
металлической шайбой, поджата пружиной через опорную чашку к заднему
торцу поршня (при полном растормаживании). Для подвижной головки
клапана в корпусе 65 имеется седло. Неподвижный буртик клапана 73
поджат пружиной через опорную чашку к внутренней стенке хвостовика
корпуса клапана, создавая надежное уплотнение. Для очистки
атмосферного воздуха в хвостовике корпуса клапана установлен
поролоновый воздушный фильтр 75. Корпус 65 клапана постоянно
отжимается пружиной 62 в сторону крышки 64. Между собой корпус 77 и
крышка усилителя соединены за счет ввода выступов крышки во впадины
корпуса и дальнейшего поворота крышки до завода ее краев под выступы
корпуса. Разъем крышки, и корпуса усилителя уплотнен буртом
резиновой диафрагмы 63, зажатым между ними.
В корпусе
усилителя крепится через резиновый фланец пластмассовый наконечник
шланга 6, в котором вмонтирован вакуумный клапан 58, предотвращающий
попадание горючей смеси в вакуумную полость
усилителя.
Главный цилиндр 2 гидропривода тормозов крепится
на двух шпильках к вакуумному усилителю. Сверху в его корпусе
выполнены три резьбовых отверстия для штуцеров трубопроводов,
отводящих жидкость в контуры привода передних и задних тормозов, и
два гнезда, в которых крепятся стопорными шайбами штуцеры,
соединенные шлангами с бачком гидропривода тормозов. Внутреннее
цилиндрическое отверстие цилиндра обработано с большой точностью и
высокой чистотой поверхности. С одной стороны полость цилиндра
закрыта резьбовой пробкой 86. В цилиндре последовательно установлены
два поршня, один из которых приводит в действие задние тормоза,
другой - передние. Между пробкой и поршнем 82, а также между
поршнями 82 и 79 установлены возвратные пружины 80, под действием
которых они возвращаются в исходное положение при растормаживании.
При этом ход поршней в цилиндре ограничен винтами 83, хвостовики
которых заходят в продольные пазы поршней. Поршень 82 привода задних
тормозов уплотнен в цилиндре двумя кольцами 84. Переднее кольцо
пружиной 85 поджато к торцевой поверхности канавки. Другой конец
пружины упирается в тарелку 52. Заднее кольцо поджато к торцу поршня
пружиной 80 через шайбу 81.
Поршень 79 привода передних
тормозов имеет аналогичное уплотнение, только заднее кольцо
расположено в канавке поршня и имеет другую форму.
На обоих
поршнях свободно надеты распорные кольца 56. В исходном положении
поршня распорное кольцо, упираясь в стопорный винт, отводит
уплотнительное кольцо от торца канавки. При этом через
образовавшийся зазор рабочая полость цилиндра сообщается с бачком
гидропривода тормозов.
Канавка переднего уплотнительного
кольца через радиальное отверстие и осевой канал в поршне сообщается
с рабочей полостью цилиндра. Поэтому, когда в рабочей полости
увеличивается давление жидкости, уплотнительное кольцо плотнее
прижимается к зеркалу цилиндра.
Последовательное расположение
поршней в цилиндре обеспечивает раздельный привод передних и задних
тормозов.
Бачок гидроцилиндра двухсекционный, изготовлен из
полупрозрачной пластмассы, что обеспечивает визуальный контроль за
уровнем жидкости. В нижней части корпуса бачка имеется два
наконечника для подсоединения шлангов. На заливную горловину бачка
навернута крышка 12, которая поджимает корпус 10 клеммного
устройства и отражатель 14 к торцу горловины. В корпусе 10
смонтировано устройство для контроля уровня жидкости в бачке. Оно
состоит из поплавка 15, на штоке которого расположен подвижный
контакт 9, и неподвижного контакта 8, закрепленного в пластмассовом
корпусе 10. При понижении уровня жидкости поплавок опускается,
контакты замыкают цепь контрольной лампы, и она загорается.
В
центральном отверстии корпуса клеммного устройства установлен
толкатель 11, при нажатии на который проверяется работоспособность
цепи контрольной лампы при полном уровне жидкости в
бачке.
Регулятор давления 19 включен в привод задних тормозов
для того, чтобы не допускать повышения давления в этом контуре при
уменьшении нагрузки на заднюю ось колес. Иначе возможна блокировка
задних колес и их юз. Регулятор давления крепится двумя болтами с
пружинными шайбами к кронштейну кузова, причем одно отверстие в
кронштейне выполнено овальным, что позволяет регулировать положение
регулятора давления.
В действие регулятор давления приводится
торсионным рычагом 20, который крепится к кузову обоймой 32 через
резиновую опорную втулку 33. Длинное плечо рычага 31 привода
регулятора давления соединено шарнирно через стойку 13 с балкой
заднего моста, а короткое плечо проходит через отверстие оси 29 и
заходит в вырез нижней части поршня 28 регулятора давления. Это
плечо передает на поршень колебательное движение балки заднего
моста.
В корпус регулятора давления ввернуты штуцеры двух
трубопроводов: нижнего для подвода жидкости от главного цилиндра,
верхнего для подачи жидкости к колесным цилиндрам задних
тормозов.
Поршень 28 регулятора давления на выходе из корпуса
уплотнен кольцом 27, расположенным в металлической обойме. Это
кольцо поджато к нижней части корпуса пружиной 26. Верхний конец
пружины упирается в плавающую тарелку 24 и через нее в заплечики
поршня. Пружина стремится поджать поршень до упора его в пробку 21,
которая ввернута в корпус регулятора давления. Под пробку
установлена уплотнительная прокладка. Втулка 22 свободно надета на
головку поршня. Она ограничивает подъем уплотнителя 23 вверх к
головке поршня.
Шланг высокого давления трехслойный.
Внутренняя 69 и наружная 67 оболочки шланга резиновые, между ними
размешена нитяная оболочка 68. При эксплуатации автомобиля не
допускаются трещины и другие повреждения на наружной оболочке
шланга.