Передняя подвеска. 1. Кронштейн крепления штанги
стабилизатора к лонжерону кузова; 2. Подушка штанги
стабилизатора; 3. Штанга стабилизатора поперечной
устойчивости; 4. Лонжерон кузова; 5. Ось нижнего рычага; 6.
Нижний рычаг подвески; 7. Болты крепления оси нижнего рычага к
поперечине подвески; 8. Пружина подвески; 9. Обойма крепления
штанги стабилизатора; 10. Амортизатор; 11. Болт крепления
кронштейна амортизатора к нижнему рычагу; 12. Болт крепления
амортизатора; 13. Кронштейн крепления амортизатора к нижнему
рычагу; 14. Нижняя опорная чашка пружины; 15. Обойма вкладыша
нижней опоры; 16. Корпус подшипника нижнего шарового пальца;
17. Ступица переднего колеса; 18. Подшипники ступицы переднего
колеса; 19. Защитный чехол шарового пальца; 20. Вкладыш обоймы
нижнего шарового пальца; 21. Подшипник нижнего шарового
пальца; 22. Шаровой палец нижней опоры; 23. Колпак ступицы;
24. Регулировочная гайка; 25. Шайба; 26. Цапфа поворотного
кулака; 27. Сальник ступицы; 28. Тормозной диск; 29.
Поворотный кулак; 30. Ограничитель доворота передних колес;
31. Шаровой палец верхней опоры; 32. Подшипник верхнего
шарового пальца; 33. Верхний рычаг подвески; 34. Корпус
подшипника верхнего шарового пальца; 35. Буфер хода сжатия;
36. Кронштейн буфера хода сжатия; 37. Опорный стакан
амортизатора; 38. Подушка крепления штока амортизатора; 39.
Шайба подушки штока амортизатора; 40. Изолирующая прокладка
пружины подвески; 41. Верхняя опорная чашка пружины; 42. Ось
верхнего рычага подвески; 43. Регулировочные шайбы; 44.
Дистанционная шайба; 45. Кронштейн крепления поперечины к
лонжерону кузова; 46. Поперечина передней подвески; 47.
Внутренняя втулка шарнира; 48. Наружная втулка шарнира; 49.
Резиновая втулка шарнира; 50. Упорная шайба шарнира; 51.
Развал и угол поперечного наклона оси поворота; 52. Продольный
угол оси поворота колеса; 53. Схождение передних колес
(L2-L1).
Связывающим звеном между колесами и кузовом
являются передняя и задняя подвески автомобиля. Через них передаются
на кузов силы, действующие на колеса. Элементы, входящие в подвески,
смягчают нагрузки, уменьшают колебания кузова, обеспечивают хорошую
устойчивость и плавность хода автомобиля. К этим элементам относятся
направляющее устройство, упругие элементы, амортизаторы и
стабилизатор поперечной устойчивости.
Направляющее устройство
подвески определяет характер движения колеса относительно дороги и
кузова и передает силы и моменты от колеса к кузову. К этому
устройству относятся верхний 33 и нижний 6 рычаги подвески и
шарнирно связанный с ними поворотный кулак 29.
Верхний рычаг
соединен осью 42 со стойкой передка кузова при помощи
резинометаллических шарниров. Ось, выполненная в виде болта с
шестигранной головкой, проходит через проушины рычага 33 и через
втулку стойки передка кузова. В проушины верхнего рычага
запрессованы резинометаллические шарниры, каждый из которых состоит
из резиновой втулки 49, запрессованной между внутренней 47 и
наружной 48 металлическими втулками с большим натягом. Наружная
втулка 48 запрессована в проушину верхнего рычага, а внутренняя 47
насажена на ось 42. Шарнир зажат на оси гайкой между полкой верхнего
рычага и упорной шайбой 50. Качание верхнего рычага происходит в
пределах деформации резиновой втулки 49. Резиновая втулка не должна
проскальзывать относительно металлических втулок или шарнира на оси
и в рычаге. Такая конструкция шарнира обеспечивает плотное
соединение оси с рычагом подвески.
К верхнему рычагу подвески
тремя болтами крепится шаровая опора 34 неразъемной конструкции. В
корпусе опоры расположен подшипник 32, основа которого - смола, а
поверхность трения - тефлоновая ткань, плотно облегающая сферическую
поверхность пальца 31. Детали шаровой опоры защищены от загрязнения
резиновым армированным чехлом 16. Палец 31 установлен в коническое
отверстие поворотного кулака 29 и закреплен самоконтрящейся гайкой.
В процессе эксплуатации автомобиля детали шаровой опоры не
смазываются.
Нижний рычаг 6 подвешен на оси 5, которая двумя
болтами 7 крепится к поперечине 46 подвески. Последняя крепится к
лонжеронам кузова. Между осью и поперечиной установлены
дистанционная 44 и регулировочные 43 шайбы. Изменением количества
шайб 43 регулируют продольный угол A наклона оси поворота и угол
развала B передних колес. Резинометаллические шарниры нижнего рычага
такой же конструкции, как и верхнего, отличаются только размерами и
формой втулок.
Снизу к рычагу подвески тремя болтами крепится
нижняя шаровая опора. Ее конструкция отличается от верхней опоры. В
корпусе опоры расположен палец 22 с полусферической головкой. На
стержень пальца надет подшипник 21 с полусферической поверхностью. В
нижнюю часть корпуса вставлен с натягом вкладыш 20, изготовленный из
маслостойкой резины. На его поверхности, контактирующей с полусферой
пальца 22, привулканизирован пластмассовый слой (смесь нейлона с
сульфидом молибдена). За счет резинового вкладыша выбираются зазоры
между деталями шаровой опоры, а подшипник 21 поджимается к
полусферической поверхности верхней части корпуса опоры. Снизу в
корпусе опоры имеется отверстие, через которое смазывается шарнир.
Отверстие закрывается конической пробкой. Детали шаровой опоры
защищены от загрязнения защитным чехлом 19. Нижняя шаровая опора
соединена с поворотным кулаком так же, как и верхняя.
Нижний
рычаг подвески соединен с нижней головкой амортизатора с помощью
кронштейна 13 и болта 12. Кронштейн 13 крепится к рычагу подвески
двумя болтами 11. Шток амортизатора проходит через отверстие
опорного стакана 37, приваренного к стойке передка кузова, и
закрепляется гайкой. Между кожухом амортизатора и стаканом, а также
между опорной шайбой 39 и стаканом установлены изолирующие резиновые
подушки 38.
Рычаги подвески шарнирно соединены с поворотным
кулаком 29, на цапфе которого установлена ступица 17 переднего
колеса. К фланцу поворотного кулака крепится кронштейн крепления
суппорта и защитный кожух тормозного механизма, а также поворотный
рычаг рулевого привода.
Упругие элементы подвески — это
пружины 8, работающие совместно с амортизаторами и стабилизатором
поперечной устойчивости. Пружина подвески верхним концом упирается
через опорную чашку 41 с резиновой прокладкой 40 в стойку передка
кузова. Нижний конец пружины упирается в опорную чашку 14 нижнего
рычага подвески. Пружины передней подвески сортируют по длине под
нагрузкой 4350 Н (435 кгс) на группы А и Б и для отличия маркируют:
группа А - желтой полосой, группа Б - зеленой. Полосы наносят
краской с внешней стороны витков.
Ход переднего колеса вверх
ограничен упором верхнего рычага 33 в резиновый буфер 35 хода
сжатия, установленный своим хвостовиком в отверстие кронштейна 36,
который приварен к стойке передка кузова.
Стабилизатор
поперечной устойчивости уменьшает боковой крен кузова при повороте
автомобиля. Он представляет собой штангу 3, изготовленную из
пружинной стали. Изогнутые концы штанги закреплены к кронштейнам
нижних рычагов подвески обоймами 9 через резиновые подушки 2,
надетыми на концы штанги. Средняя часть штанги крепится кронштейнами
1 с резиновыми подушками 2 к лонжеронам кузова. При боковом крене
кузова нагрузка на одну подвеску колеса увеличивается, на другую
уменьшается; при этом штанга стабилизатора скручивается и начинает
работать как торсион. Скручиваясь, она передает нагрузку с одной
подвески на другую, выравнивая положение кузова.
Ступица 17
переднего колеса установлена на цапфе 26 поворотного кулака на двух
роликовых конических подшипниках 18, которые поджимаются
регулировочной гайкой. Между гайкой и наружным подшипником
установлена упорная шайба с усиком, входящим в паз цапфы. Усик
удерживает шайбу от проворачивания при завертывании гайки.
Направление резьбы в гайках разное: на левой цапфе правая резьба, на
правой левая. Гайка зафиксирована на резьбовом конце цапфы
вдавливанием цилиндрического пояска в два паза цапфы. С внутренней
стороны в гнезде ступицы установлен самоподжимной сальник 27,
рабочая кромка которого охватывает шлифованную поверхность пояска
цапфы.
Снаружи внутренняя полость ступицы защищена колпаком
23, запрессованным в расточку ступицы. Подшипники 18 смазываются
смазкой Литол-24, которая закладывается при сборке в ступицу и в
колпак. К фланцу ступицы крепятся двумя направляющими штифтами
тормозной диск и поджимное кольцо. На направляющих штифтах
центрируется диск колеса, который крепится к ступице четырьмя
болтами. Шестигранные головки этих болтов имеют конические пояски,
которые плотно заходят в конические отверстия диска колеса,
обеспечивая плотную их посадку.
Большое влияние на
устойчивость автомобиля, износ шин и расход топлива оказывают углы
установки управляемых колес.
Угол развала (B) это наклон
колес в вертикальной плоскости относительно средней линии
автомобиля. Угол B в основном влияет на равномерность износа
протектора шин. Если он будет нарушен, то произойдет повышенный
износ внутренних или наружных дорожек протектора.
Если угол
развала одного колеса положительный (наклон наружу), а другого -
отрицательный (наклон внутрь), то автомобиль будет уводить в сторону
при движении по прямой. Угол развала регулируется изменением
количества шайб 43.
Схождение колес (L2 – L1) это разница в
расстоянии между боковыми поверхностями шин сзади (L2) и спереди
(L1). Недостаточное или отрицательное схождение колес вызывает
преждевременный износ внутренней части протектора шин, большое
схождение - износ наружной части протектора. Схождение колес
регулируется изменением длины боковых тяг рулевого
привода.
Угол продольного наклона оси поворота, а это наклон
оси, относительно которой происходит поворот колеса. Он должен быть
положительным, т.е. нижняя часть оси наклонена вперед. При
положительном значении угла улучшается самовозврат рулевого колеса в
среднее положение после поворота. Угол продольного наклона оси
поворота регулируется перестановкой шайб 43 с одного болта на
другой.
Углы установки передних колес должны соответствовать
следующим данным:
Угол развала |
0°-1°10' (0°30'±20') |
Схождение |
1 - 7 мм (2 -4) |
Угол продольного наклона оси
поворота |
2°30' - 5°
(4°±30') |
Поперечный угол (у) наклона
оси поворота колеса не регулируется, так как задан конструктивно.