Охлаждение двигателя 1. Трубка
отвода жидкости от радиатора отопителя в насос охлаждающей
жидкости; 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной
трубы; 3. Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора
отопителя; 4. Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя; 5.
Перепускной шланг термостата; 6. Выпускной патрубок рубашки
охлаждения; 7. Подводящий шланг радиатора; 8. Расширительный
бачок; 9. Пробка бачка; 10. Шланг от радиатора к
расширительному бачку; 11. Пробка радиатора; 12. Выпускной
клапан пробки; 13. Впускной клапан; 14. Верхний бачок
радиатора; 15. Заливная горловина радиатора; 16. Трубка
радиатора; 17. Охлаждающие пластины радиатора; 18. Кожух
вентилятора; 19. Электровентилятор; 20. Шкив привода насоса
охлаждающей жидкости; 21. Резиновая опора; 22. Окно со стороны
блока цилиндров для подачи охлаждающей жидкости; 23. Обойма
сальника; 24. Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости;
25. Крышка насоса; 26. Ступица шкива привода насоса; 27. Валик
насоса; 28. Стопорный винт; 29. Манжета сальника; 30. Корпус
насоса; 31. Крыльчатка насоса; 32. Приемный патрубок насоса;
33. Нижний бачок радиатора; 34. Отводящий шланг радиатора; 35.
Ремень привода насоса охлаждающей жидкости; 36. Насос
охлаждающей жидкости; 37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в
насос; 38. Термостат; 39. Резиновая вставка; 40. Входной
патрубок (от радиатора); 41. Основной клапан; 42. Перепускной
клапан; 43. Корпус термостата; 44. Патрубок перепускного
шланга; 45. Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в
насос; 46. Крышка термостата; 47. Поршень рабочего элемента;
48. I. Схема работы термостата; 49. II.Температура жидкости
менее 80 С; 50. III. Температура жидкости 80 - 94 С; 51. IV.
Температура жидкости более 94 С.
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого
типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Вместимость системы
9,85 л, включая систему отопления салона кузова. Система охлаждения
состоит из следующих элементов: насоса 36 охлаждающей жидкости,
радиатора, расширительного бачка 8, трубопроводов и шлангов,
электровентилятора 19, рубашек охлаждения блока и головки блока
цилиндров.
При работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках
охлаждения, поступает через выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в
радиатор или термостат в зависимости от положения клапанов
термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36 и
подается вновь в рубашки охлаждения. Система охлаждения двигателя
жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости.
Вместимость системы 9,85 л, включая систему отопления салона кузова.
Система охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36
охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8,
трубопроводов и шлангов, вентилятора 19, рубашек охлаждения блока и
головки блока цилиндров.
При работе двигателя жидкость,
нагретая в рубашках охлаждения, поступает через выпускной патрубок 6
по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от положения
клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом
36 и подается вновь в рубашки охлаждения. Проверка уровня
охлаждающей жидкости осуществляется на холодном двигателе (при
температуре плюс 15- 20 С) по уровню жидкости в расширительном бачке
8, который должен быть на 3-4 мм выше метки "MIN". Для контроля
температуры охлаждающей жидкости имеется датчик, установленный в
головке цилиндров, и указатель на щитке приборов.
При
нормальном температурном режиме работы двигателя стрелка указателя
стоит у начала красного поля шкалы в пределах 80- 100 С. Переход
стрелки в красную зону указывает на повышенный тепловой режим
двигателя, который может быть вызван неполадками в системе
охлаждения (ослабление ремня привода насоса, недостаточное
количество охлаждающей жидкости, неисправности термостата или
электровентилятора), а также тяжелыми дорожными
условиями.
Слив жидкости из системы осуществляется через
сливные отверстия, закрываемые пробками: одна - в левом углу нижнего
бачка 33 радиатора, другая - в блоке цилиндров слева по ходу
движения автомобиля. К системе охлаждения подключен отопитель салона
автомобиля. Нагретая жидкость из головки цилиндров поступает по
шлангу 4 через кран в радиатор отопителя, а по шлангу 3 и трубке 1
отсасывается насосом 36.
Насос охлаждающей жидкости -
центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала
клиновым ремнем привода генератора. Насос крепится к блоку цилиндров
с правой стороны через уплотнительную прокладку. Корпус 30 и крышка
25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке подшипника 24,
который стопорится винтом 28, установлен валик 27. Подшипник 24
двухрядный, неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен
смазкой при сборке и в дальней- шем не смазывается. На валик 27 с
одной стороны напрессована крыльчатка 31, а с другой ступица 26
шкива привода насоса.
Торец крыльчатки, соприкасающийся с
уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на глубину 3
мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной через
резиновую манжету 29. Сальник неразборный, состоит из наружной
латунной обоймы 23, резиновой манжеты и пружины. Он запрессован в
крышку 25 насоса. Корпус насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22
в сторону блока цилиндров для подачи насосом охлаждающей жидкости.
При нормальном натяжении ремня привода насоса прогиб его под усилием
10 кгс должен быть в пределах 10-15 мм.
Электровентилятор.
Вентилятор четырехлопастной, изготовлен из пластмассы. Лопасти
вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для
уменьшения шума переменный шаг по ступице. Вентилятор
устанавливается на вал электродвигателя и прижимается гайкой. Для
лучшей эффективности работы вентилятор находится в кожухе 18,
который крепится болтами к кронштейнам радиатора. Электродвигатель в
сборе с вентилятором устанавливается на три резиновые втулки и
крепится гайками на шпильки кожуха 18 вентилятора. Включение и
выключение электровентилятора 19 осуществляется автоматически в
зависимости от температуры жидкости с помощью датчика типа ТМ-108,
установленного в нижнем бачке радиатора с левой стороны. Температура
замыкания контактов датчика должна быть в пределах 89-95 С, а
размыкания в пределах 84-90 С.
Радиатор. Радиатор с верхним и
нижним бачками, с двумя рядами латунных вертикальных трубок и
лужеными охлаждающими пластинками крепится четырьмя болтами к
передку кузова и опирается на резиновые опоры 21. Заливная горловина
15 радиатора закрывается пробкой И и соединяется шлангом 10 с
полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 8. Пробка
радиатора имеет впускной клапан 13 и выпускной 12, через которые
радиатор соединяется шлангом с расширительным
бачком.
Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0, 5-1,1
мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный
бачок при нагревании и охлаждении двигателя. С 1988 г. на
автомобилях устанавливаются радиаторы с алюминиевой сердцевиной и
пластмассовыми бачками. Термостат и работа системы охлаждения.
Термостат системы охлаждения ускоряет прогрев двигателя и
поддерживает необходимый тепловой режим работы двигателя. При
оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей жидкости должна
быть 85 - 95 С. Термостат 38 состоит из корпуса 43 и крышки 46,
которые завальцованы вместе с седлом основного клапана
41.
Термостат имеет входной патрубок 40 для впуска
охлажденной жидкости от радиатора, патрубок 44 перепускного шланга 5
для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и патрубок
45 для подачи охлаждающей жидкости в насос 36. Основной клапан
установлен в стакан термоэлемента, в котором завальцована резиновая
вставка 39. В резиновой вставке находится стальной полированный
поршень 47, закрепленный на неподвижном держателе. Между стенками и
резиновой вставкой помещен термочувствительный твердый наполнитель.
Основной клапан 41 прижимается пружиной к седлу. На клапане
закреплены две стойки, на которых установлен перепускной клапан 42,
поджимаемый пружиной.