Устройство автомобиля ВАЗ-2103 1.
Бачок для жидкости гидропривода сцепления; 2. Передний тормоз;
3. Пружинный амортизатор передней подвески; 4. Рычаги передней
подвески; 5. Расширительный бачок системы охлаждения
двигателя; 6. Боковой указатель поворота; 7. Подфарник; 8.
Бачок смывателя ветрового стекла; 9. Фары; 10. Масляный
фильтр; 11. Топливный насос; 12. Указатель уровня масла; 13.
Распределитель зажигания; 14. Бачок для жидкости гидропривода
тормозов; 15. Радиатор; 16. Аккумуляторная батарея; 17.
Воздушный фильтр; 18. Двигатель; 19. Реле контрольной лампы
заряда аккумуляторной батареи; 20. Картер сцепления; 21.
Приемная труба глушителей; 22. Рычаг переключения передач; 23.
Рычаг стояночного тормоза; 24. Рулевое колесо; 25. Передний
дополнительный глушитель; 26. Задний дополнительный глушитель;
27. Пружина задней подвески; 28. Задний амортизатор; 29.
Топливный бак; 30. Задний указатель поворота; 31. Стоп-сигнал
и габаритный свет; 32. Основной глушитель; 33.
Инструментальная сумка; 34. Фонарь освещения регистрационного
знака; 35. Домкрат; 36. Запасное колесо; 37. Инструментальная
коробка; 38. Задний тормоз; 39. Продольные реактивные штанги
задней подвески; 40. Задний мост; 41. Заднее сиденье; 42.
Задний вал карданной передачи; 43. Промежуточная опора
карданной передачи; 44. Передний вал карданной передачи; 45.
Переднее сиденье; 46. Коробка передач; 47. Педаль привода
дроссельных заслонок; 48. Педаль гидропривода колесных
тормозов; 49. Педаль гидропривода сцепления.
Автомобили семейства ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 являются
моделями последовательного развития конструкции малолитражных
автомобилей "Жигули". Их отличают хорошие динамические качества и
комфортабельность. Вместе с тем, для наиболее полного удовлетворения
запросов покупателей на основе базовых моделей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106
завод выпускает модификации автомобилей, которые отличаются, в
основном, установкой двигателей с другим рабочим объемом
цилиндров.
Компоновка (расположение узлов и агрегатов)
автомобилей ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 классическая, т.е. двигатель
расположен спереди вдоль осевой линии автомобиля, а ведущими
являются задние колеса. Крутящий момент от двигателя передается к
задним колесам через узлы трансмиссии, к которой относятся
сцепление, коробка передач, карданная передача, главная передача,
дифференциал и полуоси заднего моста. Двигатель вместе со сцеплением
и коробкой передач образует силовой агрегат, который закреплен на
автомобиле в трех точках на резиновых опорах.
В конструкции
автомобилей учтены требования активной и пассивной безопасности,
которым на Волжском автозаводе всегда уделялось большое внимание.
Автомобили отвечают всем требованиям по безопасности Европейской
Экономической комиссии ООН. Двигатель. На автомобилях
устанавливаются унифицированные двигатели ВАЗ различной мощности в
зависимости от модели автомобиля или ее
модификации.
Двигатели - четырехтактные, карбюраторные,
рядные, с верхним расположением распределительного вала. Система
смазки двигателя снабжена полнопоточным масляным фильтром 10 и
рассчитана на применение специальных масел с комплексом присадок,
придающих маслу высокие смазочные свойства, стойкость против
окисления и позволяющих работать в широком диапазоне температур.
Система вентиляции картера - закрытого типа, обеспечивает отсос
газов из картера во впускной трубопровод и повышает долговечность
двигателя. Система охлаждения - жидкостная, закрытого типа. В
систему охлаждения двигателя включен отопитель кузова, в который
жидкость поступает из головки цилиндров через кран и отводится к
насосу.
Охлаждающая жидкость - специальная с низкой
температурой кипения, не действует на металлы и резину. Жидкость
заливают на заводе, и не требуется ее замены в течение двух лет.
Система питания двигателя включает воздушный фильтр 17, карбюратор,
топливный насос 11 с рычагом ручной подкачки топлива и топливный
бак. Карбюратор с падающим потоком имеет две последовательно
включающиеся смесительные камеры. На карбюраторе установлен
высокоэффективный воздушный фильтр сухого типа, имеющий бумажный
фильтрующий элемент с дополнительным очистителем из нетканого
синтетического волокна. Топливный бак 20 размещен в багажнике.
Система выпуска газов снабжена тремя последовательно расположенными
глушителями. Соединенные хомутами узлы системы крепятся к полу
кузова двумя резиновыми ремнями на корпус основного глушителя и
резиновой подушкой за выпускную трубу. Трансмиссия.
Сцепление
- однодисковое сухое с диафрагменной нажимной пружиной и гасителем
крутильных колебаний (демпфером) на ведомом диске. Для управления
сцеплением служит ножная педаль с серво-пружиной и гидравлическим
приводом. Коробка передач 46 имеет четыре передачи для движения
вперед и одну передачу для заднего хода. На автомобилях в вариантном
исполнении возможна установка пятиступенчатой коробки передач. Все
передачи переднего хода снабжены синхронизаторами, которые до
включения шестерен выравнивают скорости вращения соединяемых
деталей.
Выбранные передаточные числа обеспечивают уверенное
трогание с места, хороший разгон и высокую экономичность. Карданная
передача передает крутящий момент от коробки передач к главной
передаче и состоит из двух валов с промежуточной опорой 43,
резиновой муфты и двух карданных шарниров на игольчатых подшипниках.
Главная передача и дифференциал находятся в картере заднего моста.
Главная передача - коническая, гипоидного зацепления, дифференциал -
двухсателлитный. Рулевое управление - состоит из рулевого механизма
и рулевого привода, передающего усилие водителя к управляемым
колесам.
Редуктор рулевого механизма червячный, с
глобоидальным червяком и двухгребневым роликом. Передаточное
отношение редуктора 16,4. Рулевой привод - трехзвенный, включает в
себя одну среднюю и две боковые симметричные тяги, сошку,
маятниковый и поворотные рычаги. Подвеска передних колес -
независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами,
телескопическими гидравлическими амортизаторами двухстороннего
действия и стабилизатором поперечной устойчивости. Амортизаторы
размещены внутри пружин. Штампованные верхние и нижние рычаги 4
подвески соединены с кованой поворотной цапфой с помощью двух
шаровых шарниров. При помощи резинометаллических шарниров, осей,
болтов и гаек нижние рычаги соединены с поперечиной передней
подвески, а верхние рычаги - с несущей частью кузова. Торсионный
стабилизатор поперечной устойчивости уменьшает боковой наклон кузова
на повороте и снижает поперечные раскачивания кузова. Соединен с
кузовом и нижними рычагами с помощью кронштейнов, охватывающих
резиновые подушки штанги стабилизатора. Подвеска задних колес
зависимая, с цилиндрическими пружинами и гидравлическими
телескопическими амортизаторами двустороннего действия. Представляет
собой жесткую балку (задний мост) 40, связанную с кузовом одной
поперечной и четырьмя продольными штангами 39. Имеет три буфера
сжатия, расположенные по концам балки заднего моста и в
центре.
Амортизаторы 28 установлены вне пружин и крепятся
сверху к кузову, а снизу - к концам балки заднего моста через
конические резиновые втулки.